Российские архивы стали отказывать исследователям в выдаче дел реабилитированных жертв политических репрессий. Предполагается, что причина — мартовский приказ Росархива №38, который устанавливает порядок внесения документов в закрытый перечень "служебной информации ограниченного распространения". Росархив подтвердил, что данные "об архивных документах, содержащих сведения о жертвах политических репрессий" получили статус "Для служебного пользования", написал 6 октября "Коммерсант".
О проблемах рассказал исследователь Олег Новоселов, который с 2018 года изучает документы в Госархиве административных органов Свердловской области (ГААОСО). Ранее он никогда не сталкивался с проблемой доступа к материалам, но в конце сентября сотрудники архива сообщили ему, что не могут выдать запрошенные им документы из дел реабилитированных лиц (обвинялись в антисоветской агитации, распространении нелегальной литературы, участии в контрреволюционной организации).
На вопрос о причинах, сотрудники архива сослались на пришедшее в марте распоряжение Росархива не выдавать дела репрессированных. С тем, что это противоречит ФЗ "Об архивном деле", сотрудники согласились, но сказали, что ничего поделать не могут, так как имеют указания не выдавать дела без подтверждения родства".
Отметим, что закон "Об архивном деле в РФ" ограничивает доступ к архивным документам, содержащим "сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности", на 75 лет со дня создания. После этого их могут получить не только родственники. На жалобу Новоселов получил официальный ответ, что заказанные дела находятся в работе у сотрудников архива